/ Устройство самовара

Устройство самовара

С 1830-х годов в общем развитии русского искусства наступил новый этап, характеризуемый поисками нового стиля. Наряду с произведениями классицизма появлялись и другие, в которых прослеживалось обращение к историческим стилям. Это явление получило название эклектики или историзма. Самовары этого периода создавались, в основном, в стиле неогрек. Популярной формой стала форма античного сосуда - кратера. Форма эта была позаимствована у фарфоровых ваз, в большом количестве выпускавшихся в это время Императорским фарфоровым заводом. Сходство с чашей-кратером усиливалось низкой шейкой, как правило, глухой, без решетки. Декорировались такие самовары чрезвычайно скупо: лишь репеёк и место крепления ручек к тулову украшались накладками с рисунком, напоминающим акант. В это время ручки изготавливались без деревянных валиковых держаков, металлическая фигурная накладка соединяла крюки ручек. Одной из возможностей усилить декоративность самовара, избегая использования чисто украшательных деталей, было гранение стенки. К 1840-м годам приходит мода на так называемое «второе рококо», для которого характерна богатая пышная орнаментация. Основание, ручки, верх тулова и кран оформлялись бордюрами из стилизованных затейливых растительных завитков и цветов. К середине XIX века входит в моду «неогреческий» стиль. Самовар приобретает форму кратера - греческого сосуда для смешивания вина, которая встречается в фарфоровых, хрустальных, каменных вазах. Эту форму заимствовал и самовар.

Самовар в интерьере
Богато орнаментированный самовар при его утилитарном назначении воспринимается уже и как вещь художественная, как произведение декоративно-прикладного искусства; он включается в сервировку стола, в оформление интерьера.
Санкт-Петербург. Александр Качъ. Мельхиор, серебрение, перламутр.
Вторая половина XIX в.
К самовару обязательно прилагался поднос, он предохранял стол от нагрева, с ним процесс чаепития из самовара становился более удобным, изящным. Подносы изготовлялись на тех же самоварных фабриках, стоимость самовара, их предлагали покупателям в комплект к стоимости самоварам, из тех же материалов, что и самовары, то есть из латуни, меди, латуни никелированной. Формы подносов были самые разные: круглые, овальные, прямоугольные. Наиболее предпочтительной считалась форма «продолговатый» или «полукруглый». Поднос был вытянутой прямоугольной формы, но одна из коротких сторон была закруглена. Другим популярным фасоном самоварных подносов считался «Петербургский», так в некоторых прейскурантах называли поднос сложной формы, состоящий из двух частей: к неширокому прямоугольнику, к одной из его коротких сторон, был присоединен круг. В прямоугольной части подноса обычно размещался самовар, а в круглой части - полоскательные чашки и другая чайная посуда. Все старинные подносы были с широкими, отогнутыми наружу бортиками, часто с рельефными орнаментами, гравировками, центральная часть подноса тоже могла быть украшена гравировкой, обычно растительного характера. В самоварный комплект входили также полоскательные чашки или полоскательницы, предметы достаточно специфичные, предназначенные именно для самоваров.

<<Назад