Устройство самовара
Тулово расчеканивалось также орнаментом из изящных мелких завитков, украшалось изображениями цветочных гирлянд, накладками из листьев и маскаронов (масок), поясками растительного или геометрического орнамента. Излюбленные декоративные элементы - пальметты, аканты - можно видеть на многих самоварах первой тульской фабрики Лисицыных - завод самоваров. Использование форм античной амфоры, четкий линейный контур тулова, изысканные линии петлеобразных, вытянутых ручек, благородная простота накладных орнаментов выдвигают такие самовары в ряд прекрасных образцов декоративно-прикладного искусства. На рубеже XVIII и XIX столетий в моду снова входят самовары, связанные формой с устоявшимися образцами бытовых вещей из меди и дерева. Это четырех-, шести- и восьмигранные самовары, самовары в виде бочонка, самовары со съемными ножками, так называемые «дорожные». Тулово самовара этой формы, обязательно с рельефными кольцеобразными выступами, имитирующими обручи, располагалось в горизонтальном положении; кран часто был выполнен в виде фигурки рыбки; ручки, как правило, вислые, на шарнирах - весь общий облик напоминал бочонок на высоком поддоне с ножками. Самовары начала XIX в. отличаются необычной формой (самовар-«бочонок», самовар-«кухня» в форме древнерусской братины, самовар дорожный «Теремок»). Самовары такой формы пользовались особой популярностью среди офицеров русской армии, с обозами которой они впоследствии попали в завоеванный Париж. Именно тогда многие жители центральных европейских стран смогли познакомиться с русским самоваром, удивляясь простоте его устройства и удобству в использовании. Самовары подобных форм изготовляли в Туле на фабрике Назара Лисицина, в 1810-1820-е годы - на лакировальной фабрике в Петербурге и в других местах на заводах самоваров. В начале XIX столетия спрос на самовары был уже столь велик, что, помимо ранее существовавших центров - Урала, Тулы, Москвы, -возникли новые фабрики и мастерские в других городах. Изготовлением самоваров занимались и мастерские по производству золотых и серебряных изделий. В эти годы воспроизводятся ампирные образцы самоваров, для которых свойственны благородство линий и изящество отделки. Для этого периода характерно не только удивительное разнообразие форм (ампирные вазы, бочонки, колонны с каннелюрами), но и известная дифференциация самоваров по их назначению. Помимо обычных самоваров, делались самовары-кофейники, дорожные самовары, бульотки, предназначенные для сохранения температуры воды. Последний этап развития классицизма - ампир (от фр. empire «империя») - сложился в первой трети XIX века. Русский ампир, отразивший национальный подъем времен Отечественной войны 1812 года, был проникнут идеями патриотической гордости и воинской славы. Для него было характерно сочетание торжественной приподнятости образа, геометрических правильных форм и великолепия декора.