/ Устройство самовара

Устройство самовара

Такая чашка подставлялась под самоварный кран, в нее сливали остаток воды из нижней части самоварного корпуса, остатки чая из чашек после чаепития. Полоскательницы представляли собой невысокие и широкие сосуды на ножке-подставке с широким плоским основанием. Форма тулова полоскательницы была в виде круглой чаши (фасон «Обыкновенный») или в виде широкого и короткого цилиндра, чуть зауженного кверху, с отогнутым наружу верхним краем (фасон «Рафаэль»). К серебряным и мельхиоровым самоварам изысканных форм полагались металлические сервизы, составлявшие с ними единый ансамбль. В самоварный сервиз, самовары в москве кроме подноса и полоскательницы, входили еще и заварочный чайник, сливочник или молочник, сахарница, полоскательная чашка, щипцы и чайные ложки. Иногда добавляли чайное ситечко. Поднос в этих случаях был только прямоугольный, специальный «сервизный», то есть достаточно широкий, почти квадратный, чтобы все предметы могли разместиться на нем вместе с самоваром. Подобные самоварные сервизы, в частности, были представлены на всемирной выставке в Париже в 1900 году фабриками наследников В. С. Баташева, братьев Шемариных, Алексея и Ивана Баташевых (младшие представители знаменитой фирмы «братья Баташевы»). В богатых семьях заводили по два самовара: один на каждый день, другой для праздников и гостей. Ставили самовар в гостиной, самовар в москве, в угол, или у стены на специальный самоварный столик или полубуфет. Бывали дома, где устраивалась специальная чайная комната, в которой, конечно, главенствовал самовар. Традиционные (народные) фасоны самоваров

К середине XIX века дворянство перестало быть единственным потребителем продукции самоварного производства. Чаепитие в России вошло в быт широких слоев населения.
Разнообразие стилей жизни и вкусов покупателей самоваров той поры вызывает к жизни многообразие самоварных фасонов. Именно во второй половине XIX века появляется множество форм самоваров, которых не было раньше, но которые впоследствии стали традиционными .
Самовары различаются формой, объемом, материалом: медные, латунные, латунно-никелированные (две части меди + одна часть цинка), латунные никелированные, томпаковые (82% меди и 18% цинка), мельхиоровые
(сплав меди, цинка и никеля, наиболее похож на серебро), а также художественным оформлением: формой поддона (круглый, квадратный), ручек, вертка (решетка, ветка).
В XIX веке вырабатывается ряд стандартизированных образцов, удобных для массового производства. Технический прогресс привел к более узкой специализации мастеров по выделке отдельных частей и деталей самовара. Со временем крупные фабрики начинают заниматься только сборкой и окончательной отделкой самоваров. Форма, трактовка деталей, мотивы декора становятся скорее признаком эпохи, вкусов времени, а не лицом фабрики, мастерской или творческим почерком мастера.
Стандартизируются детали самоваров, а вместе с ними -формы и декор. Разделение труда и технические новшества (например, никелировка) со второй половины XIX века приводят к снижению цены на самовары и вместе с тем - к снижению их общего художественного уровня.
Во второй половине XIX столетия размеры и емкости самоваров были крайне разнообразны - от стакана до двадцати литров. Цвет изделий зависел от металла, из которого их делали: серебро, красная медь, латунь, томпак (сплав меди и цинка; имел насыщенный красноватый оттенок), накладное серебро, хотя для некоторых самоваров использовали и нехарактерные материалы - сталь и чугун.

<<Назад Далее>>