/ Три версии происхождения самовара

Три версии происхождения самовара

Три версии происхождения самовара

Сегодня самовары ассоциируются в первую очередь с Тулой и воспринимаются как один из важных элементов традиционного русского культурного кода. Действительно, в отечественных условиях, такое изобретение как самовар было очень полезно, особенно в холодное время года. Ныне ученые признают самовар отечественным изобретением, однако в прошлом существовали и другие версии происхождения самовара. Несмотря на историческую ошибочность этих версий, они достаточно любопытны с культурной точки зрения и потому заслуживают рассмотрения. 
 
Версия первая – западное происхождение самовара. Эта версия утверждает, что самовар был привезен лично Петром I из путешествия по Европе. Называется даже страна, откуда был вывезен прототип либо концепция самовара – Голландия. Но эта версия не имеет документальных подтверждений, а в истории быта Голландии конца XVII – начала XVIII века не фиксируются никакие упоминания об использовании устройств аналогичных русским самоварам даже в аристократических кругах. Петр I действительно позаимствовал из Европы многое, проводя в стране реформы, поэтому народная молва впоследствии приписала ему и заимствование самовара, в числе прочих новшеств. Но в России производить самовары начали примерно в середине XVIII века на Урале (поселок Суксун), то есть через 25 лет после смерти Петра I


_(10).jpg

   Версия вторая – восточное  происхождение самовара. Китайский родственник русского самовара называется «Хого». Он появился в XVI веке. Но, несмотря на некоторую схожесть конструкции, Хого и спользуется не для приготовления чая. В подогретый им до кипения бульон, на палочках для еды, опускаются тонкие кусочки мяса для прожарки. Даже если предположить что, изобретатели русского самовара знали о существовании Хого, им пришлось кардинально переосмыслить концепцию использования устройства для создания своего детища. 

Версия третья и официальная - отечественное происхождение самовара. На самом деле история русского самовара такова, что она примиряет между собой западную и восточную версию, но не в историческом, а в символическом смысле. Благодаря реформам Петра I в России появилась развитая промышленность. Без развитой промышленности русские фабричные мастера не смогли бы изобрести и начать массовое производство столь технологичного по тем временам устройства как самовар. Китайский след в истории самовара тоже есть. Но этот след не «Хого», а чай – традиционный китайский напиток. Без чая самовара бы не было или бы он занял другое место в русской культуре. Таким образом, западные технологии и восточные традиции сошлись и дали плоды на Урале – в русском регионе который уже тогда считался символической «Буферной зоной» между Западом и Востоком.

Возврат к списку