Секреты русского самовара
Дровяной (угольный) самовар практически не используется в России в бытовом обиходе в последние несколько десятилетий по причинам объективного характера, заключающимся в переходе к использованию обычных (для газовой плиты) и электрических чайников. Поэтому практический опыт использования дровяных самоваров имеется сегодня только в багаже знаний людей, которые выросли на заре баснословного успеха самоварного дела, а также людей, которые возрождают традиции русского чаепития. А россияне, принадлежащие к более молодым возрастным группам, за отсутствием такого опыта, часто умозрительно воспринимают классический русский самовар как аналог чайника, работающий не на газовом огне или электричестве, а на дровах. Но такое поверхностное восприятие дровяного самовара является в корне неверным, так как оно не учитывает ряд практических нюансов, превратившихся к настоящему времени в забытые секреты русского самовара. Мы расскажем вам об этих секретах.
Во многих моделях чайников для газовой плиты носик имеет отверстие, начинающее свистеть из-за выходящего через него пара после того как внутри чайника закипает вода. Дровяной самовар также обладал «звуковой сигнализацией». Процесс кипения имеет три стадии. Идеальной для приготовления большинства сортов чая является вода, доведенная до второй стадии кипения. Вода, которая не докипела (первая стадия) незначительно снижает качество чая, однако после разлива по чашкам чай окажется еле теплым. Впрочем, следует заметить, что ряд сортов чая следует заваривать именно не докипевшей водой (первая стадия – 50-60 °С), о чем принято указывать на их упаковках. Перекипевшая вода (третья стадия) для приготовления качественного чая абсолютно непригодна. Дровяные самовары имели несколько наиболее распространенных разновидностей форм корпуса (ваза, чаша и т.д.). Все эти формы создавались с таким расчетом, чтобы резонировать звук кипящей внутри корпуса воды. Поэтому на первой стадии кипения самовар «пел» (издавал тонкий звук), на второй стадии кипения он «шумел» (звук становился похож на шум пчелиного роя), а на третий стадии кипения – «бурлил» (звук превращался в хаотичную какофонию). Подобная звуковая градация позволяла засечь необходимую (вторую) и довольно краткосрочную стадию кипения, для того чтобы заварить чай правильно.
Второй секрет – изменение вкуса чая по причине использования дровяного топлива. Аромат самоварного дыма через воду вносил во вкус готового чая новые оттенки, причем характер этих оттенков зависел от использованного топлива (еловые шишки, березовая древесина, древесина дуба). Кому-то это может показаться вмешательством в натуральный вкус чая, однако справедливости ради следует заметить, что среди многочисленных сортов китайского чая, есть и «копченый чай» («Лапсанг Сушонг»). В процессе производства чай этого сорта просушивается на дровах (на огне).